Комментарий Агентства по авторским правам в связи с измышлениями СМИ Армении о карабахских конях Азербайджана
Сообщения и статьи в армянских средствах массовой информации, усилившиеся в последние дни относительно возрождения в так называемом Арцахе (оккупированные территории Верхнего Карабаха Азербайджанской Республики) традиций разведения карабахских скакунов, якобы утерянных из-за военной агрессии, являются изначально фальсифицированными опусами и представляют собой продолжение ранее известных абсурдов армянства, построенных на «сказочных основаниях». Таковыми, в частности, является басня о том , что «для древних армян лошадь была животным от бога», поскольку бог войны Наири и Урарту (не имеющие отношения к армянам) Тейшеба изображался верхом на коне, или сказки «о Тигран-царе, ослепленном из-за любви к своему коню». Не менее примечательны домыслы об экспорте армянской «айраратской породы лошадей» в соседние страны или о «выведении новых пород из айраратской», такие как скрещивание «айраратской породы» с арабскими скакунами после завоевания в VII веке Армении арабами и их якобы разведение в Васпуракане и Каппадокии, а в XIII веке - после татаро-монгольского нашествия – появление «армянских гардыманских коней» и т.п.
«Венцом» подобных домыслов являются сведения о том , что «карабахских скакунов армяне выращивали в Иране», поскольку под властью османских турков «армяне не имели возможности совершенствовать породу» своих виртуальных скакунов.
Вместе с тем, исторические и документальные факты свидетельствуют совсем о другом. В том числе, многочисленные скульптурные изваяния «Даш ат», найденные на территории Азербайджана, и которые армяне упорно у нас крали. Наряду с «Даш-гоч», это были наиболее часто встречаемые надгробные скульптуры на могилах, именуемых азербайджанским народом «Огуз гябирляри». Установление каменных фигур коня и овна на древних могилах Огузов было связано с их погребальным обрядом и являлось свидетельством огромного почитания образа коня, по сути являвшего собой своеобразный культ.
На древних надгробиях, найденных на территории Азербайджана, очень часто изображены всадники с мечом или сцены охоты. В могильниках еще более раннего периода, а именно средней и поздней бронзы, обнаружены конские скелеты, отдельные конские захоронения и многочисленные предметы конского украшения (сбруи, бронзовые удила). К примеру, кости коня в Гюльтепе (Нахчыван) обнаружены во втором и третьем слоях раскопок, причем в третьем слое - уже прирученной лошади. Скелеты коней и предметы конской упряжки найдены и в других захоронениях Азербайджана, в частности, в Карабахе и близ Ханлара, конские тотемы как обычай того времени обнаружены при раскопках в Нахчыване, Карабахе, Мингячевире, Гяндже и др. А вот найденные в Муганской равнине при раскопках останки лошадей, считающиеся древнейшими, позволили утверждать, что Азербайджан - один из регионов, где были одомашнены лошади, а наши предки - в числе основателей мирового коневодства. И датируется все это II тысячелетием до н.э. И это не случайно, поскольку кони разводятся там, где к ним особо трепетное отношение, сохраняемое не только в материальных свидетельствах археологии, но, что не менее важно, в этнической памяти и традициях. Именно таковыми свидетельствами, наряду с наскальными изображениями Гобустана, являются наш фольклор, наша письменность. В эпосе «Деде Коркут» кони есть первое достояние витязя-игита, в «Кероглу» - выведен замечательный образ коня Гырата. Пословицы и поговорки, в частности, «Коня узнают по поступкам, героя - по осанке», «Игит тот, кто, упав с коня, сумеет вновь его оседлать», также свидетельствуют о роли коня в жизни наших предков. Этнические предки азербайджанцев, огузы, рождались на коне, жили на нем всю жизнь и на нем же умирали. Словом, конь - одно из достояний Азербайджана, понятие не вычленяемое в недалеком прошлом из азербайджанского бытия.
Азербайджанские кони сообразно государственным образованиям на нашей территории именовались и ницейскими, и мидийскими, а со временем, в средневековье, прославились как карабахские. Они с древнейших времен снискали себе боевую славу. Как писал известный ученый И.Дьяконов, коневодство и легкая колесница стали распространяться в приурмийских районах не позже конца III тысячелетия. И Ницейская равнина к западу от Каспия и приурмийской зоны имела прямое отношение к исторической территории Азербайджана. Ежегодно в конюшни правителей посылалось отсюда не менее 20 тысяч отборных коней. Именно эти кони, составляя главную убойную силу мидийского войска (колесницы и всадники) в VI-V вв. до н.э., позволили Мидийскому царству сокрушить власть Ассирии, добиться подчинения Урарту и Манны. В Атропатене, отделившейся от Мидии, конники и колесницы являлись ударной боевой силой.
В средние века, как писал Катерино Зено, азербайджанский правитель Узун-Гасан мог выставить в своем войске, как минимум, 300 тысяч наездников, а при необходимости - и того больше. Не случайно азербайджанские Сефевиды запретили вывоз местных лошадей за пределы государства.
Вплоть до ХХ века самой красивой и благородной породой Кавказа считалась карабахская, имеющая общие корни с арабской и ахалтекинской породами. Карабахскую породу на родине, в Карабахе, именовали «Кеглан». На этих лошадях ездили беки и князья, их ценили на всем Южном Кавказе, в Малой Азии, в Персии и России, и зачастую - под именем персидских - они использовались в качестве даров или военных трофеев. Эта порода – одна из древнейших в мире - была не¬большого роста, с красиво посаженной головой, прекрасным золотисто - рыжим окрасом и хорошо развитой мускулатурой. Будучи на протяжении многих столетий гордостью конюшен карабахских ханов, эта порода лошадей обладала исключительной выносливостью и верностью хозяину, она была незаменима на горных дорогах. Она была под российским царем Николаем I, в 1956 в качестве дара лошадь по кличке «Заман» была преподнесена советским правительством английской королеве. Жеребец по кличке «Хан», красивейший золотисто-рыжий конь, демонстрировался на Парижской международной выставке 1867 года и получил серебряную медаль. Словом, карабахские скакуны были только золотисто-рыжей масти, за что их зачастую называли «сарлар». Была и уникальная масть «нарындж», отличавшаяся золотистым цветом при бурых хвосте и гриве.
Карабахская порода лошадей для всего Кавказа играла такую же роль, как английская чистокровная в Европе. «Карабахские скакуны» дали начало другой азербайджанской породе - «дильбазским» лошадям. Их использовали при выведении карабахской лошади, но сильнее всего кровь «Кеглана» ощущается в донской породе. О качестве этой породы говорит тот факт, что в 1823 году англичане купили у карабахского Мехти-кули-хана за большие деньги 60 кобыл. В 1866, 1869, 1897 гг. карабахские скакуны достойно представлялись на международных выставках и были награждены золотыми и серебряными медалями.
На Всероссийской выставке 1869 года карабахские жеребцы также получили высокие награды: «Меймун» - серебряную, «Токмак» - бронзовую. Золотисто-рыжий «Альетмяз» же, фото которого присвоили армяне, принадлежал Хуршуд Бану Натаван – замечательной азербайджанской поэтессе из Карабаха, супругом которой был Хасанбек Усмиев. Жеребец Альетмяз как раз был выведен на конном заводе X.Усмиева. Он был не только отмечен специальным похвальным листом, но и назначен производителем на российские конные заводы. Армяне недавно выпустили почтовую марку, где зафиксировали свои «коневодческие традиции», и, естественно, на марке красовалась лошадь - карабахский скакун... Альетмяз. Убедиться в этом можно, сличив фотографию жеребца Альетмяза царского времени с изображением на сегодняшней марке Армении. А фотографии того времени сохранились, поскольку на Всероссийской выставке 1867 года Альетмяз занял призовое место и под его фотографией имеется надпись: «Жеребец Альетмяз из завода княгини Усмиевой».
Древние традиции коневодства и сегодня развиваются в Азербайджане. Существуют два конезавода и два коневодческих хозяйства. Однако необходимо отметить, что оккупация азербайджанского Агдама в Карабахе Арменией оказало негативное влияние на развитие коневодства в Азербайджане, что сказалось на резком снижении их численности почти в три раза. В частности, карабахские кони были переселены на зимовье в селение Ленберан Бардинского района, природные условия которого – вода, растительный покров, сама почва – не могут заменить условий их исторического ареала обитания.
По статистике, в Азербайджане сейчас 65 тысяч лошадей, из которых 20% карабахской и до 15% дильбазской породы, а остальные являются помесями или типами, находящимися на стадии формирования. И, конечно, карабахские кони «Кеглан» украшают азербайджанские табуны лошадей. «Альетмяз» и был таким «кегланом», который выкрали армяне, поместив его изображение на своей почтовой марке.
Это краткие сведения об азербайджанских карабахских конях на фоне «древней армянской традиции коневодства», когда «карабахские скакуны выращивались армянами в Иране».